Gandhi to Hitler / Дорогой друг Гитлер. Рецензия Лорелии

Око за око» – и весь мир ослепнет.

Очень серьёзная кинокартина. Практически арт-хаус.

Насколько я знаю, это первая картина подобной направленности, которая показывает не только индийцев, но и жителей чужой западной культуры, как главных, даже первостепенных по значимости персонажей. Безусловно, режиссеру потребовалось много смелости, чтобы снять и продвинуть подобную кинокартину, несмотря на такую широкую критику.

Главная тема фильма – это противопоставление двух идеологий – нацизма Гитлера и ненасилия Ганди. Эти две концепции диаметрально противоположны, как по своей теоретической идейной основе, так и по средствам, которые были использованы для её реализацию. Думаю, не имеет смысла перечислять эти различия подробно, ибо каждый культурный человек должен их знать. Самое главное, на чём заостряет внимание автор – это, результаты, к которым ведут воплощение этих идей на практике. Если деятельности Ганди, которую он хотя и вёл много медленнее и дольше Гитлера, увенчалась успехом, то фюрер потерпел полное поражение. Более того, поражение терпят не только канцлер германии и его соратники, но и все последователи нацизма, в том числе индийцы, которые пытались бороться за свободу своей страны теми же методами жестокости, насилия и оружия, что и нацисты. Это хорошо продемонстрировано на примере третьей сюжетной линии, повествующей об истории жизни пенджабца Балбира.

Насилие, жестокость к другим по происхождению, социальному положению или вероисповеданию людям может иметь только временный кажущийся успех в своей деятельности, но рано или поздно, она закончится полным крахом.

Вторая по главенству тема – это показ истинного лица войны, которая в этой кинокартине фактически выступает в качестве отдельной самостоятельной и главной героини. Любая война ведётся за какие-то цели, преследуемые властьимущими, они могут проиграть её, могут выиграть. Но простые люди, мирное население, женщины, дети – всегда проигрывают. Война несёт им только смерть, нищету, голод, разорение, разруху, бездомность и океан горя. Любая война – есть насилие, страшное зло и катастрофа для народа, на чьей территории она ведётся.

В кинокартине очень много мудрых слов. Многие монологи и диалоги можно буквально-таки растащить на цитаты. Особенно это касается слов Махатмы Ганди. Вот некоторые из них:
• «На войне не побеждает ни одна из сторон, обе стороны проигрывают в той или иной мере»
• «Потребовались несколько тысяч лет, чтобы построить нашу цивилизацию, но нужны только несколько минут, чтобы её разрушить»
• «Велик тот – кто честен сам с собой»
• «Те, кто уходят, не знают, что когда они вернуться, то найдут только пустые поля»

Много параллелей, с иными историческими ситуациями. Вот пример:
— И ты, Шпеер?
— Да, мой Фюрер

Гитлер, конечно же, знал древнеримскую историю, знал о Юлии Цезере и Бруте. И фразы эти в фильме совсем не случайны. Многие приближённые к фюреру в последние дни предали его, бросили, оставили один за другим. Приказы его всё больше игнорируются. Армия тает на глазах. Всё, что он создал – рушится и рассыпается в прах, сгорает в огне войны, которую он уже явно проигрывает.

Рагхубир Ядав, сыгравший роль Гитлера, справился со своей задачей просто блестяще. Разумеется, этот маленький, очень смуглый и плотненький человек намного меньше внешне походит на Гитлера по сравнению с Анупамом Кхером, изначально планировавшемся, на данную роль. Но последний отказался от неё из-за ажиотажа и скандала сопровождавшего процесс создания фильма. Игра Рагхубира здесь очень впечатляющая. И наблюдая за ним на экране, постепенно забываешь о слишком малом внешнем сходстве его с Гитлером. Его жесты, интонации голоса, тембр и вся манера поведения похожи на те, что можно увидеть на кадрах документальной хроники, показывающей нам самого жестокого канцлера в истории Германии.
Гитлер предстаёт в фильме не только как жестокий тиран, действующий по принципу, что цель оправдывает абсолютно любые средства, но и как живой человек со своей привязанностью к Еве Браун, любовью к родной стране и неимоверным страстным желанием сделать Германию самой великой державой всех времён и народов. Хотя, безусловно, многое внутри меня сопротивляется восприятию Гитлера именно в таком, можно сказать лестном для него ключе.

Неха Дхупия, по-моему, даже для роли Евы Браун слишком шикарна и неимоверно сексуальна. Играла достойно в сдержанной манере. Ева в её исполнении получилась просто дьявольским коктейлем аристократизма с пренебрежительной фривольностью, сексуальностью и безграничной преданностью фюреру, которого она без сомнения любила не столько за его чисто мужские качества, сколько как великого человека сумевшего подняться из самых низов и заставиться себя беспрекословно слушаться и обожать огромные массы людей. Такова ли была настоящая Ева Браун? В любом случае, она осталась верна фюреру до конца.

Очень оригинально преподнесено визуальное решение кинокартины, имеющую свою особую достаточно сильно воздействующую на чувства и создающую особую атмосферу эстетику кадра.

Фильм состоит как из специально отснятого художественного киноматериала, таким из кадров документальной кинохроники. При этом специально отснятые кадры приглушены в тональностях, цветовая гамма как бы специально в них вытравлена и обесцвечена. А документальные кинокадры раскрашены отдельными частями. Таким способом было достигнуто сразу же несколько результатов:
1) Фильм предстаёт как единая цельная картина, где разница между документальными кадрами и специально отснятым художественным материалом, не так сильно бросается в глаза, как во многих иных картинах подобного рода.
2) Поскольку роли всех нацистов играли индийские актёры, с помощью вытравленных цветов темнота их кожи, хотя, безусловно, и остаётся заметной, не так сильно режет глаз.
3) Неяркие как бы блёклые кадры приближают по цветному решению данную кинокартину, к первым цветным фильмам середины 20-го века.

Но фильм не лишён и недостатков, например:
1 — Ряд костюмов, особенно не главных персонажей выглядят слишком грубо сделанными, также как и парики «насильственно осветлённых» Евы и Магды.
2 — Горстка индийских солдат-дезертиров, пытающихся каким-то чудом вернуться на родину сквозь враждебные границы, гарнизоны и кордоны территорий чужих стран. Для тех условий, в которые попали эти идейные бедолаги (которые ЧЕМ боролись, на то и напоролись в конечном итоге) выглядит слишком хорошо. Они слишком гладко выбриты и модельно подстрижены, и причёсаны к тому же ещё волосок к волоску. Это тоже глаза режет.
3 – Оба письма Ганди были написаны в начале военных действий, а по фильму же кажется, что в конце (первое датировано 23 июля 1939 года, а второе 24 декабря 1940г.), в них он как раз уговаривал диктатора не начинать войну, свернуть с пути насилия.

Но вот эти слова из последнего письма Ганди – «Если не британцы, то другая держава, вне сомнений, победит Вас Вашим же оружием. Вы не оставите своему народу наследия, которым он мог бы гордиться» — фактически стали пророческими в судьбе фюрера. Кстати, оба письма в фильме приведены дословно.

Таким образом, индийцы сняли совершенно нетипичное для всех своих видов киноиндустрии кино. Фильм, наделённый недвусмысленной идейной подоплёкой, неплохо снятый, украшенный неординарной актёрской игрой Рагхубира Ядава, своеобразной эстетикой кадра. Вместе с тем, это кино остается неоднозначным в плане показа геройского поведения и мужественного выбора фюрера в конце своей истории, что, несмотря на приоритет идеи ненасилия, подспудно наталкивает на уважение к одному из величайших диктаторов и страшнейших правителей в истории человечества.

Махатма Ганди написал два письма Адольфу Гитлеру, в которых отговаривал его от развязывания Второй мировой войны. Эти письма зачастую толкуются превратно, поскольку начинаются с обращения «мой друг». Та же участь постигла и сам этот фильм. Очень много насмешливых и разгромных отзывов. Одни упрекают фильм в том, что это несерьёзно когда немцев играю только индийские актёры, другие ругают за то, как положительно показан Гитлер и его ближайшее окружение.

Трактовать поступок Ганди можно, лишь принимая во внимание особенности миросозерцания людей Востока, особенно индуистов. Это был жест, сделанный не ради материальных последствий (вряд ли Ганди верил, что Гитлер его послушается), но ради его морального, духовного значения. Ганди не мог не высказать своё отношение к нацизму и его лидеру, сторонников которого было достаточно и в самой Индии. Личное послание Махатмы было в этом смысле наилучшей формой для подобного жеста.

Единственный музыкально-танцевальный номер в индийском стиле

Поделиться ВКонтакте Поделиться в Facebook

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *