Guide / Святой / Экскурсовод / Гид. Рецензия Лорелии

Падение и подъём души.

Фильм этот мне вначале пришёлся не по душе. Казалось, что это фильм о девушке, которая живя в индийском традиционном обществе, мечтала о самореализации и свободе. Этакая феминисткая история об американской мечте.

Но как я ошибалась!

Такой скучный и неинтересный вначале, фильм постепенно, по чуть-чуть, совершенно незаметно для меня самой втянул меня в колдовской водоворот своего повествования. Он не только сделал героев понятными и близкими мне, моим мыслям, но и показал кое-что, до того никогда мною невиданное в кино.

Рози. Взабаломошная, энергичная, талантливая, непокорная, сильная и слабая одновременно. Вначале мне она очень не понравилась. Но потом… Потихоньку фильм раскрывал её характер и оказалось, что всё, что представлялось поверхностным и эгоистичным, на самом деле имело в этой душе более глубокую природу. Не слава, но только самовыражение в искусстве танца были ей нужны. Не деньги как таковые, не богатство само по себе, а чувство свободы, свободы действий и поступков, а ещё любовь, уважение, понимание и тепло со стороны любимого человека. Богатство само себе, даже заработанное собственным трудом и искусством, а не просто кем-то любезно предоставленным в её распоряжение – не приносило ей счастья. Скорее оно душило, придавливало, угнетало её. Это говорит, что у этой свободолюбивой, порывистой и очень сильной, по сути, души было глубоко чувствующее очень чуткое сердце, высокая благородная душа.

Раджу. Как оказалось ближе к концу фильма, главный герой всё-таки именно он, а не Рози. Фильм о мытарствах души; о её взлётах и падениях, о пути к свету и истине. Вначале я увидела в Раджу беззаботного парня, талантливого гида, краснобая, человека с большим сердцем и доброй душой, хотя и склонным к некоторым мелким грешкам.

Потом передо мной предстал пылкий возлюбленный, нежный, чуткий, сильный духом, готовый противостоять всему обществу ради того, чтобы защитить свою любимую; доказать всем и каждому, что она высока не только в его глазах, но и сама по себе как таковая. Идеальный возлюбленный, такой, о каком мечтает каждая женщина в глубине своего сердца.

Затем я увидела, его нравственное падение. Увидела, как богатство способно развращать душу, превращать высокие порывы в мелкие страстишки, чистую любовь в пошлую страсть. Увидела, как ревность испепеляет всё самое лучшее, что было в любви, и оставляет всё самое мелкое и земное. Это уже был и не добродушный открытый парень и не мужественный возлюбленный, это уже был мелкий человек с большими деньгами.

И, наконец, четвёртое превращение. Самое удивительное и прекрасное из всех. Превращение обычного человека в святого, путь к свету и Богу. Причём путь, на который он встал не осознанно. Невольно, не желая изначально идти по нему. Это путь, к которому его подтолкнула судьба, а ещё люди, поверившие в него, поверившие в его святость. И эта вера простых людей, крестьян-бедняков, разбудила все самые высокие и благородные его порыва. Их горячая преданность Богу, вдохновила и его искать этого Бога, искать этот свет, искать эту истину.

Вахида Рехман – прекрасная женщина с точёными чертами лица и вдохновенными глазами. Грациозная танцовщица, передающая пусть не столько стилистику, сколько душу танца, Заражающая своей эмоциональностью зрителя. Талантливая актриса, живущая чувствами и стремлениями своей героини и заставляющая жить ими и зрителя во время просмотра.

Дев Ананд – ещё одно моё открытие в индийском кинематографе. Его роль казалась вначале более простой и второстепенной к концу оказалась не просто главной, но и очень сложной с точки зрения психологии её реализации. Этот разговор души и тела Раджу, был изображён им просто потрясающе. Ведь не было в те времена никаких спецэффектов – лишь разноцветный свет софитов и прожекторов. И, тем не менее, одной лишь актёрской игрой он отобразил то, что ныне принято создавать с помощью компьютерной техники.

В общем и целом фильм произвёл неожиданное для меня и очень сильное впечатление. Он относится к разряду тех, смысл и глубина которых, не теряются и не мельчают с годами. Такое кино будет выглядеть и звучать актуальным всегда, ибо мытарства человеческой души в поисках счастья, света и истины будут существовать всегда, пока рождаются люди на этой земле.
• Мольбы верующих превращают человека в святого
• Есть нечто, важнее жизни и смерти
• Беды и невзгоды – это нектар, который смывает грехи
• Смерть – всего лишь игра
•Бог не где-то, Бог внутри тебя, Бог вокруг тебя, Бог везде.

Любимый клип из фильма
Танцует Вахида Рехман прекрасно.

Фильм «Гид» снят по одноимённому роману Р.К. Нараяна. Снимался одновременно на английском и хинди.
Пользовался огромным кассовым успехом.
Саундтрек к фильму находится под номером 11 в спике 100 величайших саундтреков Болливуда.
И по сей день считается шедевром индийской киноиндустрии.
В 2007 году, спустя 42 года, после выхода фильма на экраны, его показали на Канском фестивале.

Фильм был удостоен большого количества кинопремий:
Filmfare за лучший фильм
Filmfare за лучшую режиссуру — Виджай Ананд
Filmfare Лучший актер — Дев Ананд
Filmfare Лучшая актриса — Вахида Рехман
Filmfare Лучшая история — Р. К. Нараян
Filmfare Лучший кинематографист — Фали Мистри
Filmfare Лучший диалог — Виджай Ананд

Поделиться ВКонтакте Поделиться в Facebook

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *